Страховать или не страховать?

Довольно часто, приобретая кредитный продукт, банки вместе с кредитом предлагают купить страховку. И тут возникает вопрос – покупать страховку или отказываться? По идее страховка должна помочь нам справиться с кредитом в случае, если мы попадаем в трудную жизненную ситуацию, ну и конечно, защитить банк от убытков.

Давайте разберемся – на что обратить внимание, чтобы деньги на страховку были потрачены не зря.

Согласно ГК РФ (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) ст. 343 банк вправе потребовать, чтобы заемщик застраховал имущество, которое является залогом по кредиту (как правило, это жилье или автомобиль). И если Вы не хотите оформлять такую страховку, то у банка есть полное право отказать в выдаче заемных средств.

Банк обязан указывать все дополнительные услуги, в том числе и страховки. На практике, без страховки ипотечный кредит Вы не получите, лишь при автокредите банки иногда соглашаются выдать денежные средства без страховки. В этом случае, Вы как заемщик, можете столкнуться с повышенной процентной ставкой.

Титульное страхование – направлено на защиту заемщика от риска остаться без квартиры/дома, если сделка прошла с нарушениями. Например, наиболее частые нарушения наблюдаются в наследственных вопросах. Человек получил квартиру по наследству и сразу же ее продал, а спустя какое то время выясняется, что наследников несколько. В результате, можно и вовсе лишиться жилья. Рекомендуется оформлять такую страховку на вторичном рынке и где то на три года (именно в этот период сделку можно признать недействительной).

На рынке автокредитования – страхование Каско, которая позволяет банку избежать убытков в случае угона авто или его повреждения, а заемщик в этом случае страхует себя от того, что ему не нужно будет производить выплаты за то, чего у него уже нет (в случае угона).

Однако, деньги за страховку можно вернуть. Но, прежде чем это сделать – необходимо взвесить все ЗА и ПРОТИВ.

Страховка – это «денежная обуза», но в случае, например, угона авто – преимущество страховки очевидно;

Если Вы, все таки, решили осуществить возврат, то сумму страховой премии можно осуществить при соблюдении трех условий:

  • Прошло не более 14 дней – этот период еще называют «период охлаждения» (указание ЦБ РФ от 21.08.2017 №4500-У). Срок начинаем отсчитывать со следующего дня заключения договора страхования (ст. 191 ГК РФ). Например, страховка оформлена 1 августа 2022 года, то 14-дневный срок начинает исчисляться со 2 августа 2022 года и заканчивается 15 августа 2022 г. Более подробно можно ознакомиться на сайте ЦБ РФ https://www.cbr.ru/static/finprosvet/period14/index.html
  • Страхование добровольное.
  • Выплат по полису пока не было, как и страховых случаев.

Что же делать, в случае отказа страховщика вернуть деньги?

  • Направить жалобу-претензию в ЦБ РФ и Роспотребнадзор (это можно сделать и через онлайн-приемную контролирующих органов «Интернет-приемная»).
  • Подачу данной жалобы необходимо сопроводить сканами всех подтверждающих документов.
  • В течении 1-2 месяцев ЦБ РФ проводит проверку и уведомляет о ее результатах заемщика.
  • Но, в случае, если на данном этапе претензия не удовлетворена, то придется обратиться в суд.

Помните! Прежде чем оформлять страховку, изучите условия договора!

Воблая И.Н. - доцент кафедры «Экономика, финансы и менеджмент» Новороссийский филиал Финансового университета при Правительстве РФ, к.э.н.

Марцева Т.Г. - доцент кафедры «Экономика, финансы и менеджмент», Новороссийский филиал Финансового университета при Правительстве РФ, к.э.н., доцент