Способы оплаты услуг ЖКХ с использованием цифровых сервисов

Сложно представить современного человека, который не знает что такое цифровое пространство и то, какие возможности оно предоставляет. Развитие онлайн пространства предоставляет новые возможности, буквально не выходя из дома не только получить нужную нам информацию, но и совершить операции с денежными средствами (например, приобрести товар, перевести деньги со счета на счет или осуществить оплату).  

Одной из сфер требующей постоянного внимания граждан является  жилищно-коммунальное хозяйство (далее - ЖКХ). Буквально каждый месяц требуется передавать показания, отслеживать правильность начислений по квитанции и самое главное - своевременно исполнять финансовую дисциплину. Рассмотрим наиболее популярные способы оплаты ЖКХ.

Все способы делятся на 4 группы:

  • сервисы оплаты в интернет,
  • установленные приложения в телефоне,
  • банковские (платежные) терминалы,
  • отделение банка, почты или расчетного центра.

Таким образом, либо мы идем и общаемся с «живым» человеком и на руки получаем чек, подтверждающий операцию, либо, ориентируясь на собственную грамотность и внимательность, оплачивать дистанционно.

Первый вариант выбирает в основном старшее поколение, испытывающее недоверие к цифровым технологиям. Самым распространенным является оплата в отделении почты или коммерческих банков (лидирует - Сбербанк), а также в Единых информационно-расчетных центрах (ЕИРЦ). Популярность почты и Сбербанка объясняется также удобством расположения и отсутствием комиссии, другие банки, а также ЕИРЦ - могут взимать комиссию.

Крайне редко потребители услуг осуществляют оплату в терминалах - это уже и не живое общение с оператором, который берет часть технических операций на себя, но еще и не удаленная оплата (так как надо дойти до терминала). К тому же оплата через терминал требует:

  • ввести ИНН организации,
  • выбрать именно ту, которая обслуживает ваш район,
  • указать лицевой счет (личный номер, присвоенный каждому клиенту в компании ЖКХ),
  • заполнить период оплаты и сумму.

Недостатком «реальной» оплаты также является привязка к режиму работы организаций, наличие очередей, предъявление квитанции (либо реквизитов для оплаты) и возможная комиссия с суммы платежа.

Среди онлайн-сервисов лидирует, конечно же, интернет-банкинг, когда через личный кабинет закачанного в телефон приложения можно осуществить оплату.  Самыми популярными являются системы «Сбербанк Онлайн» и «ВТБ Онлайн». Для оплаты достаточно войти в свой личный кабинет в приложении телефона и во вкладке «Платежи» выбрать соответствующую коммунальную услугу, а также поставщика по названию организации, а лучше с использованием ИНН либо прочим реквизитам.

Еще один популярный вариант - использование личного кабинета управляющей компании или ЖКХ-компании. Здесь уже произведен расчет суммы, обычно квитанция уже сформирована, также удобство подачи показаний делает эти сервисы востребованными.

На третье место выходят различные сервисы, которые позволяют осуществить оплату по лицевому счету, внести показания, отслеживать динамику платежей и историю начислений. Но здесь клиент может столкнуться не только с высокой комиссией, но и необходимостью оставлять лишний раз свои личные данные, что может привлечь внимание мошенников. Наиболее надежными в данном случае считаются сервисы «Госуслуги» и «Государственная информационная система ЖКХ (ГИС ЖКХ)». Но для работы в личном кабинете требуется пройти регистрацию и подтвердить свою учетную запись.

Также в цифровом пространстве представлено огромное число разнообразных интернет ресурсов, платежных сервисов («ЯндексДеньги», «МТСДеньги»), электронных кошельков для оплаты («QIWI»). Основной функционал - типовой, различие - в большей мере в дизайне и дополнительных услугах (например, оплата не только ЖКХ, но и налогов, штрафов, поверка счетчиков, бытовые услуги  и т.д.). Наиболее известными являются «КвартплатаОнлайн» и «ВсеПлатежи».

Таким образом, интернет-сервисы объединяет удобство использования, неограниченность временем, наличие клиентского контроля динамики начислений и платежей, возможность сохранения платежных документов в электронной форме, формирование шаблонов, настройка автоматической оплаты, возможность получить доп.услуги. Среди недостатков можно выделить следующее:

  • наличие современного гаджета и подключения к интернету,
  • сложный функционал некоторых сервисов требует дополнительных знаний, к тому же - самостоятельное заполнение реквизитов может привести к ошибке,
  • низкая степень защиты личных данных (в том числе реквизитов карты в случае ее привязки) и сервисы-клоны позволяют мошенникам обогащаться за счет клиентов.

И самое главное - наличие комиссии! Ее размер может варьироваться в среднем от 0,5% до 5%. Все зависит от наличия соглашения между поставщиком услуг ЖКХ, банком и прочими финансовыми посредниками.

Таким образом, выбор способа оплаты услуг ЖКХ в первую очередь зависит от наличия свободного времени, технических возможностей, а также знаний элементарных навыков работы в цифровом пространстве.

Марцева Т.Г. - доцент кафедры «Экономика, финансы и менеджмент», Новороссийский филиал Финансового университета при Правительстве РФ, к.э.н., доцент 

Воблая И.Н. - доцент кафедры «Экономика, финансы и менеджмент» Новороссийский филиал Финансового университета при Правительстве РФ, к.э.н.